Записные книжки


ИЛЬЯ ТЮРИН. ЗАПИСНЫЕ КНИЖКИ

1998

Энергия, необходимая для разрыва связи, равна энергии, необходимой для ее образования: логически – чушь, о которой не стоит и говорить; химически – выдающееся открытие.

* * *
Механика гуманитарной мысли – проэкт. Общий план:
Предисловие.
Том первый –
Гуманитарный двигательный акт.
Главные законы двигательного акта.
Главные приемы движения.
Система гуманитарных ценностей.
Том второй –
Патология движения.
Опасности гуманитарного образа мыслей.
Будущее гуманитарщины.
Март 1998

* * *
Песня для солдат:
Напиши; письмо не скоро дойдет,
Но скорей, чем к сроку движется год и т.п.

* * *
Кто создал вас – леса, поэты, кони?
Я здесь один – взываю к вам и жду:
Черкните имя этого Джорджоне,
Кто так решил минутную нужду.
Сухая кость, высокое паренье
И легкий гнев: труд меньше, чем на час.
Ему было плевать на озаренье,
И бег его преобразился в вас.

* * *
«Хомоцентрическая» иерархия наук: химия – биология – история.
Последние разделы органической химии подводят к понятию о живой материи, биология развивает это понятие до разумной деятельности человека, история уже рассматривает последнюю как аксиому.

* * *
Закон проф. Чиполлы: плотность дураков постоянна в любом сколько-нибудь многочисленном человеческом конгломерате.

* * *
9 июня 1998:
Ничего не пишу, потому не чувствую
Ничего, что хотелось бы записать;
Потому что все мысли какие-то устные,
Или просто их нет. И нас...ть.
Я хотел бы представить все так, что склоняюсь к безумию,
Или смерть я зову, или Бога зову,
Но все эти слова, при значительной сумме их,
Выдают – и кладут на траву.
Дать подписку себе: о невыезде грифелем
За пределы пустой, белоснежной канвы.
Я оттуда. Тот мир – он не так удивителен,
Как, им пользуясь, может, подумали вы.
* * *
Кто дал тебе право толковать божью волю, свинья?!

* * *
Философский шум.

* * *
Постулированием того, что человек сделан Богом «по своему образу и подобию», «снимаются» сразу два вопроса:
почему человек выглядит именно так;
как выглядит Бог.
Здесь мы, по-видимому, сталкиваемся с прообразом метода посредника, используемого гуманитарной мыслью. Обращает на себя внимание абсолютная бессодержательность (неинформативность) постулата.

* * *
Признание – это когда твое имя набирается более крупным шрифтом, чем название твоей книги.

* * *
Глагол: благоприпятствовать.


1999

БОЛЬШИНСТВО И СТАНДАРТ
БОЛЬШИНСТВО

1. скрытое (истинное) 2. явное (ложное)
1. Интеллектуальная конституция человечества имеет вид нормального распределения:
кол-во
людей,
чел.
Min1 ≈ min2

min1 min2
0
min1 max min2
(некий индекс духовного развития)
Т. е. встречаемость индивидуумов как с низким (min1), так и с высоким (min2) значением развития одинаково невелика; в то время, как большинство индивидуумов приходится на некоторую среднюю величину (max). Это объективная ситуация, регулируемая, как и любая другая физическая ситуация, не до конца раскрытыми природными (в данном случае генетическими и биологическими) механизмами. В связи с этим очевидно выделяется истинное (скрытое, объективное) большинство, для которого характерна определенная потенциальная реакция на различные внешние интеллектуальные раздражения, а также определенный стереотип поведения в различных ситуациях.
2. Ложным (явным) большинством мы называем статистическое большинство, которое определяется при математической обработке данных некоторого опроса или некоторой социальной ситуации. Мы называем его ложным потому, что по конкретному проявлению стереотипа поведения не всегда удается восстановить само содержание стереотипа. Т. е. выражение стереотипа представляет собою его проекцию на некоторый ситуационный фон:
стереотип



ситуация

По этой проекции невозможно восстановить исходный стереотип, не прибегая к дополнительной информации. В этом источник часто возникающих иллюзий, когда неверно выстраивается стереотип на основе каких-то социальных явлений или реакций (Пример: выборы’96).
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Необходимо отметить, что понятие истинного большинства само по себе не несет на себе никакой негативной окраски. Нормальное распределение всевозможных признаков в популяции – необходимое условие ее биологического процветания. Негативная окраска понятия «большинство» появляется постольку , поскольку стереотип его поведения активно используется для манипулирования всем обществом без деления его на большинство и меньшинство. Повсеместно распространенная форма такой манипуляции – внедрение стандартов.
Все человеческие отношения строятся на том, что определенные идеи (осуществленные или высказанные) вызывают определенную реакцию, соответствующую стереотипу поведения. Эта реакция может быть разнообразной по форме. Стандартизация – это внедрение идей, построенных таким образом, чтобы вызвать у статистического большинства определенную предсказуемую реакцию, выгодную субъекту действия. При построении стандартов пользуются, в основном, интуицией и эмпирическим опытом. Чтобы раскрыть перед обществом корни его несвободы, необходимо описать виды стандартов, установить точные законы и построения и механизм их действия.
ВИДЫ БОЛЬШИНСТВА
Построим простейшую математическую модель человеческого общества. Пусть $ множество А, такое, что m >n >0 Є А...
(До июня 1999. Не закончено)



* * *
Одноразовое искусство.

* * *
К статье «Русский характер»: показать, что все основные трактовки «РХ» («народ-богоносец», «особый путь», «долготерпение») являются не более, чем штампами и мифологиями. Лишив эти определения ложного сакрального смысла, можно нащупать истинные черты нац психологии, которой недостает главного – характера.

* * *
Venilla regis prodeunt inferni.

* * *

РОЖДЕНИЕ КРЕСТЬЯНИНА
Рождается один из тех, кто позже
Согнет главу под рост дверной щели,
Чьи руки как влитые примут вожжи,
А голос, подчинившись, станет проще,
Чем пенье трав, жужжание пчелы.
Он будет знать без слов и выражений
Значенье каждой части бытия,
Усиленной десятком отражений
В воде и небе, в стеклышках жилья.
И слово «Русь», услышанное где-то,
Не выделится для него среди
Шуршанья поджигаемой газеты,
Нытья машин, увязнувших в грязи,
Раскатов приближающейся бури,
Нелепых и беспечных матюгов,
Дорожной пыли и манящей дури
Цветов и злаков с голубых лугов.

Коленцы, август 1999